Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Современные гуманитарные исследования  / №3 (64) 2015

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОКРАТА (100,00 руб.)

0   0
Первый авторМеськов
АвторыКоломейцев А.Е.
Страниц10
ID438942
Аннотация«Демон (Dämon; греч. – «божество») – непостижимая сила, которую человек приписывает таким явлениям, которые он не может понять исходя из своего обычного опыта. Демон в человеке со времен Гераклита, Платона и стоиков рассматривается как его своеобразие, его роковая определенность; у Гомера это чаще всего обозначение божеств, которые не позволяют определить себя точнее, но обнаруживаются посредством таинственных (не обязательно вредных) воздействий на людей.
Меськов, В.С. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОКРАТА / В.С. Меськов, А.Е. Коломейцев // Современные гуманитарные исследования .— 2015 .— №3 (64) .— С. 73-82 .— URL: https://rucont.ru/efd/438942 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современные гуманитарные исследования, № 3, 2015 Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОКРАТА (§ 1. <...> Демон Сократа) «Демон (Dдmon; греч. – «божество») – непостижимая сила, которую человек приписывает таким явлениям, которые он не может понять исходя из своего обычного опыта. <...> В этом смысле говорят о демонии техники, демонии войны или государства, а также о демонии современного человека, который чувствует себя направляемым сверхъестественными, неизвестными силами к неведомой цели»1 . <...> Демон здесь как таинственный генератор – суть бог со скрытыми параметрами, пробуждающими силы тьмы и смерти, разрушения и зла. <...> Демон в душе человека тогда – это божество хаоса и ярости, а демонизм в поведении людей при этом означает действие генотипа протеста: лучше умереть – чем так жить = свобода или смерть. <...> Рационалистичным было у Сократа понятие «демона» (daimonion), под которым он понимал собственную совесть, разум или здравый смысл, правда, еще слабо дифференцированные от народного демонизма, о котором он высказывался вполне иронически. <...> Это стремление Сократа высвободить философию от мистицизма подчеркнул Маркс: «Сократ сознает, что он – носитель даймония», но «он не замыкается в себя, он носитель не божеского, а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком» (Маркс К., Энгельс Ф. <...> Учение Сократа о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии. <...> Сократ признавал общий разум в практических целях – для объяснения наглядно видимой целесообразности, не объяснимой ссылкой на случайность (Xen. <...> 77 Современные гуманитарные исследования, № 3, 2015 «Мы говорим о Сократе, сыне Софрониска, – описывает жизнь Сократа Теодор <...>