Современные гуманитарные исследования, № 4, 2015 Философские науки История философии Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОКРАТА (§3. <...> Ирония – это вид меня – с обратной стороны: оборотная сторона медали – несуразная и безобразная (ирония сатиры) или узнаваемая, но искаженная (ирония юмора). <...> Любая ирония – это притворство и обман = принцип corruptio – в реальном действии = полное издевательство над разумом – с позиций безумного рассудка. <...> . Вопреки аристократическому, этическому и эстетическому идеалу калокагатии, согласно которому в хорошем гражданине должны соединяться как добродетель, так и физическая красота, Сократ описан [представлен в камне] настолько карикатурно, что черты его лица напоминают силена (полудикое существо в свите бога Вакха, распущенное и пьяное): у него плоское лицо, “воловьи” глаза навыкате, плоский и приплюснутый нос, короткий и мясистый, лысая голова и слишком высоко расположенные уши. <...> Сократ был некрасив: маленького роста, коренастый, с выступающим животом, согнутой спиной, при этом небрежно одетый. <...> Суд над собой Сократ объективировал как фарс, но он знал – «что делать»: он ломал [corrumpo] комедию. <...> Смех – это представление жизни, трагедия – это представление смерти. <...> «Следует, мне кажется, упомянуть также о том, что думал Сократ о защите и о конце жизни, когда его призвали к суду, – пишет Ксенофонт в своих воспоминаниях о Сократе. <...> На вопрос Гермогена о том, не следует ли ему подготовить речь к защите, Сократ возразил, что он дважды уже пробовал обдумывать защиту, но ему «противится бог [daimonion]». <...> «Ксенофонт считает демоний Сократа главным основанием для обвинения в том, что он вводит новые божества, – полагает С.И. Соболевский. <...> Какова сущность этого демония, было непонятно уже ученикам Сократа <...>