Современные гуманитарные исследования, № 2, 2015 Техническая эстетика и дизайн Иванова Е.Ю., доцент Российского государственного социального университета ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН XX-XXI ВВ. <...> В период своего возникновения во второй половине XIX века, дизайн во многом опиралопирался на фундамент, заложенный декоративно-прикладным искусством. <...> Изменение принципов производства, необходимость выпуска массовой продукции привели к универсализации принципов дизайна, оторвав его от истоков ремесленного производства, где применялся индивидуальный подход к созданию продукции. <...> Вместе с тем, орнаментальное, начало не было и не могло быть полностью утрачено графическим дизайном, проникая, например, в разработку фирменных знаков. <...> Начиная со второй половины XIX в. и до начала XXI в. отношение к орорнаменту неоднократно менялось, важную роль он играл в стилях модерн и ар деко. <...> В тоже время, функционализм отрицал украшательство и орнаментику, видя красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности. <...> Стремление к простоте и рациональности форм стало вытеснять орнамент из сферы деятельности дизайнера. <...> Однако в современном дизайне можно наблюдать возвращение интереса к орнаментальным формам, особенно носящим этнический характер. <...> Несмотря на распространение сферы универсального и интернационального, черты национального присутствуют в мире вещей так же, как и черты общности. <...> Как отмечает Иванов Н.А., «навязчивой идеей модернизма являлась мысль о прозрачности, некой предельности выражения визуального порядка дизайна. <...> Отсутствие «лишних» деталей, в которые в первую очередь попал орнамент, свидетельствовало в модернизме о четкости, «искренности», направленности на объяснение и представление главного, которое выводится в объекте дизайна на первый план, а второй план, в который некогда входило связанное с украшением, становится излишеством» [1:127]. <...> В эпоху модернизма существовали его протагонисты <...>