Современные гуманитарные исследования, № 6, 2014 Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Аршинов В.И., доктор философских наук, профессор Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) ИДЕОЛОГИЯ ТЕМНОГО СОЗНАНИЯ: СМЕХ ДЕМОКРИТА Словесный блуд порождает реальный бред, реальный бред приносит народу вред: слово ощутимо превращается в дело. <...> Хотя известно, что знания должны быть применимы и полезны: истина – состояние сознания, позволяющее воле правильно выбирать реальные направления и цели жизни, а также выверенно организовывать действия ума по успешному достижению этих целей. <...> Интеллектуальный потенциал и волевые таланты рода прирастают, расширяются и углубляются посредством «ингениума» аксиом – творческого осмысления и переработки основных понятий и положений науки и техники, политики и этики, репродуктивного и продуктивного воображения поэзии и искусства, идеального настроя музыки и литературы: ingenium ума + gen воли. <...> «Точно так же, – комментирует Симпликий эту интеллект-схему, – и Демокрит в тех местах своих трудов, где он говорит, что «вихрь всевозможных форм [ιδεων] (атомов) выделился из совокупности вещей» (однако, как это произошло и по какой причине, он не говорит!), повидимому, возводит этот вихрь к спонтанности и случаю [ταυτοματοι και τυχης]»3. <...> И действительно, по свидетельству Аристотеля, «Демокрит оставил в стороне цель и не говорил о ней, а возводил все, чем пользуется природа, к необходимости»4. <...> «Парменид и Демокрит говорили, что все (происходит) в силу необходимости, необходимость – это то же, что судьба и справедливость, и провидение, и (сила), созидающая мир»5. <...> Сам же Платон, «впервые выступивший с возражениями почти против всех своих предшественников, – сообщает Диоген Лаэрций, – даже не упомянул Демокрита»2. <...> И было ясно почему: против «ингениума» – не попрешь, пришедшую в голову мысль – не выкинешь, любовь злодейка <...>