К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Под культурой речи понимают владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. <...> В настоящее время культура речи как самостоятельная учебная дисциплина не находит своего отражения в учебном плане общеобразовательных школ. <...> В рамках необходимости подготовки учащихся старших классов к итоговой аттестации, как известно, филологическая подготовка имеет весьма специфическую направленность, детерминированную стандартизированной формой большей части заданий, предлагаемых выпускникам на экзамене. <...> Итоговая аттестация, осуществляемая в письменной форме, определяет педагогическую технологию, которая в меньшей степени обеспечивает формирование грамотной речи школьника, выдвигая на передний план владение письменным языком, а также умение выполнять тестовые задания. <...> На формирование речи школьника, бесспорно, влияет окружающая среда (семья, учебный коллектив, средства массовой информации и др.) <...> . Задача учителя состоит в создании педагогических условий такого формирования, как непосредственного (в процессе обучения), так и опосредованного (через повышение общей культуры обучающегося). <...> В данной статье мы не будем рассматривать содержательные аспекты педагогических технологий развития устной речи, а затронем организационные моменты, связанные с формами реализации данных технологий в общеобразовательной школе. <...> Существует несколько вариантов такой реализации, на которых мы остановимся более подробно. <...> Элективный курс – обязательная дисциплина по выбору обучающегося (основа профильного обучения). <...> Такая форма обучения занимает промежуточное положение между дисциплиной основного цикла и учебным предметом, относящимся к сфере дополнительного образования. <...> Свободный выбор роднит эту форму с дополнительным образованием, обязательность <...>