Современные гуманитарные исследования, № 5, 2014 Философские науки Онтология и теория познания Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Аршинов В.И., доктор философских наук, профессор Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: НАУКА И РЕЛИГИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ И ПОНИМАНИИ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА (Часть 2) Соединение науки и религии у Тейяра де Шардена служит делу «Оптимизации человеческого Оптимизма». <...> Оптимизм как вера в светлое будущее не должен быть безудержным и безрассудным. <...> Во-первых, жизнь первична и единична – вторичной и народной жизни моего Я нет: я – умираю, а Они – остаются, им и дела до меня – Нет. <...> Жизнерадостный «волюнтаризм» – вот прогрессивная линия моего субъективного существования: Хочешь быть счастливым – будь Им! <...> Тейяр де Шарден как личность являл собой пример нормированного Гуманизма: «Он последовательно защищал положение о том, что дальнейшее развитие человечества возможно только на коллективной основе при разумном использовании достижений науки и техники. <...> Развитие науки, считает Тейяр, не только не приведет к гибели цивилизации, но должно способствовать новому подъему человеческого духа, ускорению прогресса. <...> «После почти двухвековой страстной борьбы, – пишет сам Тейяр де Шарден, – ни наука, ни вера не сумели ослабить одна другую. <...> «Человек сможет трудиться и продолжать исследования лишь в том случае, – отмечает Тейяр де Шарден, – если он сохранит к этому страстную склонность. <...> Но эта склонность всецело связана с убеждением, совершенно недоказуемым для науки, что универсум имеет смысл и что он может, и даже должен, если мы останемся верны, прийти к какому-то необратимому со1 Пасика В.М. <...> Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена // Современная буржуазная философия. <...> До человека жизнь развивалась по линии дивергенции. <...> Религия как форма духовного единства коллективного <...>