КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ ЮРИЙ ГУБАНОВ gubanov.electro21@gmail.com Комплексная автоматизация в ХХ в. оказала определяющее влияние на развитие всех технических систем кораблей и судов. <...> В последнее десятилетие развитие теории и практики управления электроэнергетикой идет в направлении углубления вертикальной интеграции корабельных электротехнических систем на базе высокоэффективных цифровых технологий. <...> ВВЕДЕНИЕ Электрификация кораблей и судов, Атомная подводная лодка проекта 705 к которой Россия приступила еще в первой половине XIX века, явилась в тот период локомотивом прогресса в электроэнергетике [1]. <...> Можно вспомнить, что вопрос об электрификации России был прямо поставлен только в 1920 г. на VIII съезде Советов, тогда как к началу ХХ в. уже были электрифицированы все боевые корабли Императорского Российского флота, в том числе не только в части осветительных сетей и систем вентиляции и осушения, но и оборудования для погрузочно-разгрузочных операций, а также для боевых систем и даже для средств электродвижения. <...> Аналогичное положение складывалось и в области автоматизации электрооборудования кораблей, к которой русские морские инженеры приступили еще до начала Первой мировой войны. <...> Продвижение работ на этапе автоматизации было остановлено Гражданской войной, однако в советский период, когда развитию отечественного флота уделялось достаточное внимание, технический уровень корабельной электроэнергетики снова занял лидирующие позиции: к 1954 г. был практически завершен этап локальной автоматизации электроэнергетических систем (ЭЭС) кораблей; к началу 60-х гг. был решен вопрос оснащения корабельных ЭЭС системами дистанционного автоматизированного управления и начат этап комплексной автоматизации кораблей. <...> КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ Комплексная автоматизация в ХХ в. оказала определяющее влияние на развитие всех технических систем кораблей и судов. <...>