ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМЕТРИКА № 1 (25) 2012 В. К. Семёнычев, Е. И. Куркин, Е. В. Семёнычев продукции на основе моделей авторегрессии – скользящего среднего и базисов Грёбнера В статье предложены аналитические модели жизненного цикла продукции, подход к их идентификации на основе моделей авторегрессии – скользящего среднего и использования базисов Грёбнера для решения нормальных систем нелинейных полиномиальных уравнений, получаемых при применении метода наименьших квадратов. <...> Для реальных данных по продажам автомобилей, добыче нефти, интересу пользователей Google к маркам сотовых телефонов и изданиям путеводителей приведены оценки точности моделирования и прогнозирования предложенных моделей. <...> Ключевые слова: модель жизненного цикла продукции; авторегрессия; МНК; базисы Грёбнера; автомобиль; сотовый телефон; путеводитель. <...> Типичный жизненный цикл продукции состоит из этапов вывода на рынок, роста, зрелости и упадка (Котлер, 2007). <...> В общем случае можно подбирать модель сразу для всех этапов жизненного цикла, но интерес могут представлять и модели отдельных этапов эволюции: например, роста и/или спада, нахождение моментов смены видов или параметров моделей для оценки принятых управленческих или маркетинговых решений, для оценки воздействия внешней среды. <...> Реализация моделирования жизненного цикла продукта является актуальной и далеко не простой задачей в силу сложности и нелинейности требуемых обычно аналитических выражений, а также из-за необходимости использования зачастую малых (менее тридцати наблюдений) выборок для «молодых» (инновационных) процессов и мониторинга эволюции моделей. <...> Известно много моделей жизненного цикла продукции (Оразбаев и др., 2007; Мазуркин, Ж 2002; Соколов, 2006; Brody, 1945; Aman, Ohkochi, 2010; Hook et al., 2011; Grubler, 1990), как правило, специализированных по отдельным видам продукции. <...> Однако исследования по их возможной области применения (по динамическому диапазону параметров моделей и по мощности <...>