IT и образование Образовательное пространство ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 1 (49) 2014 Ю. Ф. Тельнов, докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой Прикладной информатики в экономике Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, YTelnov@mesi.ru композиция сервисов и объектов знаний для формирования образовательных программ 1 В статье раскрываются принципы композиции сервисов и объектов знаний для формирования образовательных программ с использованием методов онтологического инжиниринга Новизна предлагаемого подхода заключается в сопряжении онтологии контента и онтологии научно-образовательных сервисов, что позволяет осуществлять эффективную композицию сервисов и объектов знаний в соответствии с моделями профессиональных компетенций и потребностей обучающихся В результате применения методов композиции сервисов и объектов знаний обеспечивается эффективное и гибкое формирование образовательных программ Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, научно-образовательный контент, объекты знаний, сервисы, репозиторий, онтология, композиция сервисов и объектов знаний введение1 программных систем, основанной на реализации прикладных функций в виде программных сервисов, к которым осуществляется доступ в интернет- и/или интранет-среде независимо от местоположения в глобальной вычислительной сети [1, 2]. <...> Применительно к проблеме создания единого информационно-образовательного пространства (ИОП) сервисная архитектура обеспечивает распределенный гибкий доступ к разнородным источникам знаний преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов сетевого сообщества учебных заведений для решения разнообразных научно-образовательных задач [3–5]. <...> IT и образование Образовательное пространство азвитие интернет-технологий привело к созданию и применению сервисноориентированной архитектуры (СОА) ся сервисов, на основе которых формируется <...>