IT и образование Образовательное пространство IT and education Educational environment ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 5 (53) 2014 Д. А. Юрков, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, dmitry.a.yurkov@gmail.com свободные дистанционные курсы как атрибут и фактор конкурентоспособности ведущих университетов1 Статья посвящена изучению особенностей MOOC (Massive Open Online Courses) — высококачественных дистанционных образовательных ресурсов, публикуемых ведущими университетами мира в режиме свободного доступа — как атрибута и фактора их конкурентоспособности. <...> Создание подобных учебных курсов требует от вуза решения комплекса задач от создания современной производственно-технологической базы до организации учебного процесса, обеспечивающего высокое качество образования в специфичных условиях дистанционного обучения, ориентированного на массового потребителя. <...> Согласно указу Президента России от 7.05.2012 № 599 Правительству РФ необходимо «обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу» [1]. <...> Тенденции развития мирового высшего образования2 таковы, что важным фактором обеспечения и повышения конкурентоспособности ведущих университетов является широкое использование современных информационных технологий в образовании П 1 Исследование выполнено в рамках НИР СПбГУ 13.39.329.2014 «Разработка моделей и методов оценки конкурентоспособности ведущих университетов России». <...> 2 The Year of the MOOC // The New York Times, 02.11.2012. it и образование Образовательное пространство ерспективы развития Российской Федерации как современного государства в соответствии с требованиями и научных исследованиях, в частности внедрение массовых открытых онлайн-курсов. <...> Оксфордский толковый словарь определяет MOOC (Massive Open Online Course) как бесплатный курс обучения, доступный через Интернет и ориентированный на очень большую аудиторию3. <...> В концепцию MOOC в качестве основополагающего <...>