Современные гуманитарные исследования, № 1, 2013 Потапчук О.М., кандидат исторических наук, доцент, профессор Алтайской государственной академии образования им. <...> 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА В первые годы Советской власти правительство поставило грандиозные задачи в области народного просвещения, главной из которых была ликвидация безграмотности среди взрослого населения и подростков. <...> В стране, где три четверти населения были неграмотными, предстояло добиться всеобщей грамотности. <...> Алтай в то время был удален от культурных центров России, преобладало сельское население, часть которого вела кочевой образ жизни. <...> По Всероссийской переписи 1917 года грамотность населения Алтайской губернии составляла 18% [1], а среди кочевников-алтайцев всего 2% [2]. <...> В декабре 1918 года, согласно декрету СНК РСФСР «О мобилизации грамотных», должен был пройти учет грамотных в возрасте от 16 до 50 лет для чтения документов правительства всему населению. <...> На Алтае, скорее всего данная работа не проводилась, так как в апреле 1918 года в Сибири было объявлено военное положение. <...> Хотя начало массового движения по ликвидации неграмотности положил декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года, работа по ликвидации неграмотности в Алтайской губернии началась только с 1920 года. <...> В Барнауле открылось около 120 школ для взрослых по двухмесячной программе [3]. <...> Всем партийным ячейкам вменялось в обязанность использовать любой сельский сход, митинг, спектакль для активизации работы по ликбезу. <...> Однако коммунистам было достаточно сложно решать поставленную задачу в одиночку. <...> Вскоре было опубликовано циркулярное письмо ЦК РКП(б) «Об организации Коммунистического союза молодёжи». <...> В письме говорится, что, работая в контакте с партией, комсомол является организацией самостоятельной, коммунистической по своим задачам и тактике и что партийные организации должны всячески поддерживать местные организации РКСМ, а там <...>