№5 (167) / 2015 • НАУКА – ПЕДАГОГУ-ПРАКТИКУ ПЕДАГОГИКА ДОСТОИНСТВА На каких трех китах держится система образования в контексте современности? <...> Первый кит – это педагогика достоинства, которая ставит во главу всего достоинство личности. <...> Вспомните стихи Булата Окуджавы «Святое наше воинство». <...> «Совместная жизнь, основанная на достоинстве – это главное, что у нас есть. <...> Совместная жизнь, которая теряет достоинство, становится нечеловеческой жизнью», – писал Папа Иоанн XXIII. <...> «Человеческое достоинство и личностная свобода – вот главное, к чему мы должны двигаться», – говорил Михаил Бакунин в своих исследованиях. <...> И наконец, ярчайший философ XX века Юрген Хабермас писал: «Человеческая жизнь даже в своих анонимных формах обладает достоинством и прежде всего требует уважения к другой личности». <...> Но если даже в нашей Конституции робко записано достоинство личности как ключевая характеристика человека, без достоинства мы никуда не двинемся. <...> ». Эта фраза, сохраненная его дневниками, резко противоречит системам культуры, в которых господствует однообразие, жесткая беспредельная определенность, упрощенчество. <...> Они всегда пытаются погасить неопределенность, разнообразие, чтобы все привести к упрощенчеству, беспредельной простоте. <...> Термин «педагогика достоинства» я впервые употребил в 1967 году в одной из своих работ, в которой писал, что учителя спорят о технологиях преподавания, а ученики на выпускном вечере признаются: «Я боюсь выходить из школы, я чувствую себя как ребенок, как звереныш в норе; не подумайте, что я счастлив, – мне страшно». <...> 17 АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ директор ФИРО, академик РАО, заведующий кафедрой психологии МГУ им. <...> М.В. Ломоносова, г. Москва Педагогика достоинства неотделима от второго кита нашей системы образования – педагогики сотрудничества, содействия, сорадования, сострадания. <...> Невероятно важная линия, она вошла в нашу жизнь благодаря усилиям Симона Соловейчика, Шалвы Амонашвили, других великих <...>