22 Рубин Ю. Б., д. э. н., профессор СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Прежде чем конкурентное поведение субъектов профессионального бизнеса примет вид оперативных процедур, ситуационных реакций и непосредственных действий, оно моделируется на стратегическом уровне и предстает в качестве стратегии или комплекса стратегий их конкурентного поведения. <...> Компетентное поведение участников конкурентного соперничества всегда основывается на четком разграничении поведенческих уровней и на недопущении вольного или невольного их смешения в процессе проведения субъектами профессионального бизнеса конкурентных действий. <...> Она включает следующие уровни конкурентного поведения:1 стратегический; тактический (оперативный); конъюнктурный (ситуационный). <...> 2 Ситуационный подход к анализу конкурентного поведения был описан автором в статьях «Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса» (Маркетинг и марке тинговые исследования. <...> № 5) и в книге «Теория и практика предпринимательской конкуренции» (4-е изд. <...> Однако, несмотря на очевидную актуальность темы конкурентных стратегий, в сфере ее теоретического осмысления многое перепутано: стра тегии часто смешиваются с тактикой, методами, технологиями и приемами конкурентного поведения, а собственно конкурентные стратегии зачастую отождествляются со стратегическим поведением фирмы в целом. <...> Вместе с тем сама конкурентная форма предприни мательских действий также является объектом и инструментом стратегичес кого управления. <...> Стратегии конкурентного поведения включают: • стратегическое поведенческое целеполагание компании как единого, целостного субъекта предпринимательства, посредством которого компания проявляет основополагающие деловые интересы к представителям внутри фирменной и внешней среды своего бизнеса; комплекс долговременных действий • (воздействие, противодействие) ком пании по отношению к представителям среды сво его <...>