В рамках исследования проведен анализ пространственной структуры производства продукции автомобилестроения в России, выявлены крупнейшие региональные центры (потенциальные кластеры), исследованы особенности взаимодействия компаний с конкурентным окружением в двух регионах России. <...> Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в случае анализируемой отрасли географическая концентрация, являющаяся преимущественно наследием плановой экономики, не может служить основанием для идентификации региональных центров производства как кластеров из-за низкого уровня кооперации между участниками экономических отношений. <...> Тем не менее существуют предпосылки для развития кластерных отношений в анализируемой отрасли и, более того, свидетельства о наличии положительной связи между открытостью компании к взаимодействию с окружением и ее инновационной активностью. <...> Ключевые слова: конкурентоспоспобность, кластеры, участники кластера, кластерные отношения, пространственная структура производства, территориально обособленная группа взаимодействующих предприятий, пространственная структура российского автомобилестроения. <...> Современная конкуренция Отраслевая конкуренция Отраслевая конкуренция ства, наличием ресурсов и т. п. (так называемые first nature); • преимущества, возникающие в процессе взаимодействия предприятий, расположенных в непосредственной близости друг от друга (так называемые second nature). <...> Во многих работах показывается, что положительные внешние эффекты, возникающие между участниками кластера, способствуют повышению конкурентоспособности предприятий, в том числе международной2. <...> Как следует из определения, географическая концентрация играет ведущую роль при анализе кластеров, поскольку именно территориальная близость предприятий определяет возможность для их эффективного взаимодействия. <...> Однако это, действительно, лишь возможность, и только от предприятий зависит <...>