Конкурентоспособность фирмы 101 Каганов В. Ш., канд. экон. наук, первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы, iac@educom.ru КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИя КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛьСКИХ СТРУКТУР В статье раскрывается важность управления человеческими ресурсами предпринимательских структур в целях повышения их производительности, эффективности и конкурентоспособности. <...> Дана характеристика ситуации на рынке труда в российской экономике, описаны стратегии предпринимательских структур по ликвидации дефицита кадров, а также специфика корпоративного обучения для крупного и мелкого (среднего) бизнеса. <...> Ключевые слова: конкурентоспособность предпринимательских структур, человеческие ресурсы, дефицит кадров, корпоративное обучение. <...> Введение И звестно, что парадигма конкурентоспособности впервые была представлена не в экономической теории, а в бизнес-литературе, т. е. изначально не имела научно-экономического содержания. <...> По сути, концепция конкурентоспособности представляет собой методологический прием, заключающийся в распространении на разные множества объектов (страны, отрасли, регионы, ресурсы, институты, компании, продукты, работники) конкурентно-соревновательного подхода, когда все элементы одного множества уподобляются конкурирующим хозяйствующим субъектам на едином конкурентном поле. <...> При этом сама конкурентоспособность представляется как аналогия успеха, лидерства, превосходства, преобладания, преимущества одних объектов над другими, независимо от того, к какому множеству объектов применяется концепция. <...> Все множества объектов конку2011 / 6 (30) рентоспособности составляют три уровня (макро-, мезо-, и микроуровень) и пирамиду объектов конкурентоспособности. <...> К объектам уровня мезоконкурентоспособности относятся отрасли и регионы (субъекты Федерации). <...> К множествам микроконкурентоспособности относят предпринимательские структуры <...>