114 Богачев С. А., канд. экон. наук, директор Краснознаменского филиала МФПУ «Синергия», Sbogachev@mfpa.ru ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ В статье описываются тренды изменений внешней среды рынков образовательных услуг, которые влияют на конкуренцию и могут быть положены в основу конкурентных стратегий вузов. <...> Введение участники рынка становятся свидетелями ситуации, когда не рынок формируется под воздействием государства, а государство начинает принимать решения исходя из глобальных рыночных изменений. <...> К сожалению, эти решения не всегда бывают квалифицированными и своевременными, и не способствуют повышению качества образования за счет обострения неценовой конкуренции между вузами. <...> Для принятия более эффективных решений и государству, и участникам рынка необходимо знать и понимать причины рыночных перемен. <...> В данной статье кратко описаны основН ные тенденции изменений во внешней рыночной среде, влияющих на эффективность, конкурентоспособность и маркетинговую стратегию учебных заведений. <...> Глобализация Современная ситуация такова, что национальных систем образования, как независимых структур, больше нет. <...> Эти системы существуют как части глобальной индустрии образования. <...> Все ведущие универси - а рынке образовательных услуг в последние годы происходят значительные изменения макросреды. <...> Причем заметна тенденция: чем выше качество образования в учебном заведении, тем больше иностранных граждан в нем обучается. <...> Министерством образования и науки РФ опубликованы списки неэффективных государственных и негосударственных вузов, что вызывало массированную критику министерства со стороны образовательного сообщества. <...> Работникам образования нужно учитывать, что сегодня выпускник школы рассматривает возможность поступления не только в отечественные вузы, но и в зарубежные. <...> При этом сложно прогнозировать сокращение числа студентов, так как российские студенты имеют возможность <...>