50 Международная конкуренция Широкова Г. В., докт. экон. наук, профессор ВШМ СПбГУ, г. Санкт-Петербург, shirokova@gsom.pu.ru Цуканова Т. В., аспирант ВШМ СПбГУ, г. Санкт-Петербург, tsukanova@gsom.pu.ru ВыхОД НА МЕЖДУНАРОДНый РыНОК РОССИйСКИх ФИРМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ИНТЕГРАТИВНый ПОДхОД К АНАЛИЗУ Какие факторы играют решающую роль при выходе фирм на международный рынок? <...> В данном исследовании используются уникальные данные, собранные среди российских компаний малого и среднего бизнеса. <...> Опираясь на метод логистической регрессии, авторы доказали, что интенсивная конкуренция в отрасли и наличие у фирмы необходимых ресурсов способствуют развитию международных операций, в то время как следствием неоднородности институциональной среды оказывается снижение вероятности интернационализации. <...> При анализе используется интегративный подход, объединяющий три составные части стратегического выбора фирмы: институциональные, внутриотраслевые и внутрифирменные факторы. <...> Это позволяет выявить различия между фирмами, осуществляющими международные операции, и теми, кто полностью сконцентрирован на своем национальном рынке, а также понять относительный вклад каждого из стратегических факторов в формирование решения российской фирмы о выходе на международный рынок. <...> Интернационализация — это О возможности выхода на международный рынок фирм малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) заговористратегическое поведение фирмы, которое способствует ее росту и выходу на новый уровень развития1. <...> Современная конкуренция Международная конкуренция Феномен интернационализации МСБ привлекает интерес исследователей по всему миру2. <...> В странах с развивающейся экономикой, таких как Россия, фирмы МСБ столкнулись с коренными изменениями, которые вынуждают их приспосабливаться и сражаться за выживание. <...> Не существует универсальной теории, которая смогла бы объяснить процесс интернационализации, особенно в развивающихся экономиках <...>