ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ПРОБЛЕМЫ В АВТОРСКОМ ПРАВЕ Оценка обозначений, которые могут быть восприняты верующими гражданами как оскорбительные Е.С. Беднова начальник Отдела по интеллектуальной собственности Правового управления ЗАО «Экспоцентр», патентный поверенный Российской Федерации (г. Москва) Екатерина Сергеевна Беднова, Bednova@expocentr.ru Как известно, одним из оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака является его противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали 1 нравственности? <...> Это требование законодательства направлено на защиту интересов граждан и недопущение регистрации обозначений, которые могут быть восприняты потребителями товаров и услуг в качестве оскорбительных и аморальных. <...> Однако практика применения указанной нормы весьма неоднозначна в силу того, что определить четкие границы таких понятий, как «мораль» и «нравственность», затруднительно. <...> Во-первых, лица, способные быть потребителями определенных товаров или услуг, могут происходить из разных социальных слоев со свойственными им традициями и иметь разные религиозные воззрения. <...> Во-вторых, подход к приемлемости тех или иных символов, равно как и возможности при их помощи индивидуализировать те или иные товары и услуги, меняется с течением времени и сменой поколений. <...> Естественно, что в такой ситуации выработать однозначный подход в процессе экспертизы заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения порой практически невозможно. <...> Что же понимается под обозначениями, противоречащими принципам морали и подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания [2] разъясняется, что к таким обозначениям могут быть отнесены слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка. <...> Этот <...>