Философские науки – 3/2013 Школа философствования НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ* Раздел V. <...> МАРКОВ Среди участников дискуссий о путях развития новой России одни видят выход в обращении к традициям древности, в усилении религиозного воспитания, в возрождении духовного и культурного наследия, на базе которого станет возможным восстановление солидарности людей и сплоченности общества. <...> Другие, наоборот, считают выходом из кризиса ускоренное развитие цивилизационного процесса, глобализацию и вестернизацию, а также развитие современных технологий, снижающих техногенную нагрузку на природу. <...> Конечно, в истории любого народа было много такого, что сегодня кажется «ужасным» и не подлежащим «возрождению». <...> Вместе с тем культура наших предков, основанная на интенсификации внутреннего чувства стыда, обходилась без дорогостоящего аппарата внешнего насилия и была при этом более эффективной в деле воспитания социально и морально ответственной личности. <...> Точно также их системы хозяйства, управления и безопасности населения были, с современной точки зрения, может быть, «неэкономными», однако весьма устойчивыми и не приводили к постоянным экономическим, экологическим и политическим кризисам. <...> Думается, что современность должна найти способ применения традиционных хозяйственных и культурных механизмов на основе новых технологий. <...> Поэтому исследование и усвоение культурного капитала окажется полезным политикам, экономистам, а также тем, кто отвечает за создание здоровой окружающей среды, обеспечивающей комфорт и безопасность. <...> Традиционные проекты и программы возрождения России должны измениться под действием некоего парадоксального усилия – преобразовать ее без революций и войн, построить новое общество, не питаясь ненавистью к старому, а сохранив память и ответственность по отношению к прошлому. <...> Образ России Что означают загадочные слова Тютчева «Умом Россию не понять…», почему они до сих пор волнуют нас <...>