Философские науки – 3/2013 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Культурная матрица СОВРЕМЕННОСТЬ. <...> В ПОИСКАХ НОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Как только не квалифицировали современность! <...> И как массовое, и как постиндустриальное, и как информационное, и даже как постинформационное общество… И как постмодерн, и как постпостмодерн… З. Бауман <...> Фукуяма еще недавно говорил о конце истории, а теперь пишет о постчеловеческом будущем… И все характеристики применимы, но не дают целостного представления. <...> Хорошо известна притча о попытках «познания слона» по его частям: для кого-то он был длинным и гибким, для кого-то – толстым и шершавым, для кого-то – тумбообразным, для кого-то коротким и тонким как веревочка, для кого-то твердым и кривым… Но в притче речь шла о слепых, каждому из которых была доступна лишь какая-то часть слона: кому хобот, кому нога, кому бивень, кому хвост… Это не означает, что попытки рефлексии современности делаются вслепую. <...> Просто социологам открывается один срез, экономистам – другой, политологам – третий, специалистам по информатике – четвертый etc. <...> Как представляется, это серьезный вызов философии – попытаться выработать не то чтобы обобщенное, но некое «мировоззренческое» понимание современности, позволяющее хотя бы очертить контуры этого «слона» – эпохи, в которой существуют современные общества и каждый из нас. <...> И дело не столько в «научной картине мира», сколько именно в целостном миропонимании, включая осмысление места и перспектив человека в этом мире и этом обществе, как и состояния, и перспектив самого общества. <...> Попытка выработки такого представления предполагает выход в некоторый контекст. <...> Смысл слова, как известно, следует из фразы, смысл фразы – из текста, смысл текста – из контекста… И где та «позиция вненаходимости», о которой говорил М.М. Бахтин? <...> Пассивность философии в ее поиске уже привела к характеристике современности как преимущественно «постсекулярности»… Редакция <...>