Философские науки – 3/2013 Интеллигенция и русская культура САМОДЕРЖАВИЕ И РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ* И.П. САВИЦКИЙ Русский абсолютизм, идущий от Петра I, и русская интеллигенция родились одновременно. <...> Абсолютизм – со своими амбициями быть европейским фактором, что требовало хотя бы частичной реконструкции страны, и интеллигенция – из-за своей малочисленности и потерянности в недоверчивом, можно даже сказать, враждебном окружении. <...> Вековая традиция изолированности от культурных центров Востока и Запада, которая после падения Византии для подавляющего большинства населения стала почти полной, выпестовала очень сильную неприязнь к передовым иностранным культурным влияниям. <...> Эта неприязнь наложила отпечаток как на планы по реконструкции России в духе Просвещения, так и на само «выживание» представителей нового слоя интеллигенции. <...> Общая борьба объединила тогда царя и его ближайшее окружение с интеллигенцией. <...> Петр спешил воспитать для своих целей способных и образованных офицеров, инженеров, дипломатов и чиновников, в то время как немногочисленные представители новых течений в тогдашнем фактически единственном образованном слое – духовенстве, пытались создать идеологическую систему для поддержки государя и использовать для его пропаганды единственный существующий в то время идеологический аппарат – церковь. <...> Развитие отношения интеллигенции к государственной власти в последующие столетия – это почти никогда не прекращающаяся борьба между «государственной» традицией, укрепляемой рационалистскими, просвещенческими иллюзиями, и суровой реальностью полного отклонения абсолютизма от прогрессивных, а часто даже и всего лишь рациональных программ. <...> Противоречивость положения интеллигенции подпитывалась двоякостью исторических судеб абсолютизма. <...> Русский абсолютизм в своем современном великодержавном виде укрепился, на удивление, неожиданно быстро. <...> Этого удалось достичь благодаря сосредоточению <...>