Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №3 2013

САМОДЕРЖАВИЕ И РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСавицкий
Страниц3
ID435046
АннотацияВ статье прослеживается история борьбы русской интеллигенции против абсолютизма, рассматриваются выбираемые ею на разных этапах истории России пути сопротивления верховной власти, способы влияния на действия ее бюрократического аппарата. Эта история борьбы, по мнению автора, свидетельствует о том, что действия интеллигенции могут улучшить ситуацию, но не могут быть решающим фактором ее изменения
Савицкий, И.П. САМОДЕРЖАВИЕ И РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / И.П. Савицкий // Философские науки .— 2013 .— №3 .— С. 25-27 .— URL: https://rucont.ru/efd/435046 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 3/2013 Интеллигенция и русская культура САМОДЕРЖАВИЕ И РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ* И.П. САВИЦКИЙ Русский абсолютизм, идущий от Петра I, и русская интеллигенция родились одновременно. <...> Абсолютизм – со своими амбициями быть европейским фактором, что требовало хотя бы частичной реконструкции страны, и интеллигенция – из-за своей малочисленности и потерянности в недоверчивом, можно даже сказать, враждебном окружении. <...> Вековая традиция изолированности от культурных центров Востока и Запада, которая после падения Византии для подавляющего большинства населения стала почти полной, выпестовала очень сильную неприязнь к передовым иностранным культурным влияниям. <...> Эта неприязнь наложила отпечаток как на планы по реконструкции России в духе Просвещения, так и на само «выживание» представителей нового слоя интеллигенции. <...> Общая борьба объединила тогда царя и его ближайшее окружение с интеллигенцией. <...> Петр спешил воспитать для своих целей способных и образованных офицеров, инженеров, дипломатов и чиновников, в то время как немногочисленные представители новых течений в тогдашнем фактически единственном образованном слое – духовенстве, пытались создать идеологическую систему для поддержки государя и использовать для его пропаганды единственный существующий в то время идеологический аппарат – церковь. <...> Развитие отношения интеллигенции к государственной власти в последующие столетия – это почти никогда не прекращающаяся борьба между «государственной» традицией, укрепляемой рационалистскими, просвещенческими иллюзиями, и суровой реальностью полного отклонения абсолютизма от прогрессивных, а часто даже и всего лишь рациональных программ. <...> Противоречивость положения интеллигенции подпитывалась двоякостью исторических судеб абсолютизма. <...> Русский абсолютизм в своем современном великодержавном виде укрепился, на удивление, неожиданно быстро. <...> Этого удалось достичь благодаря сосредоточению <...>