Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №10 2013

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ: ОНТОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ VS ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДИСКРЕТНОСТИ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколов
Страниц13
ID435027
АннотацияСтатья посвящена осмыслению противоречия, существующего в науках о культуре. С одной стороны, культура может и должна быть представлена как целостное явление. С другой стороны, в реальности перед нами предстают лишь отдельные артефакты. Методология научного познания не может в полной мере справиться с этой дилеммой прежде всего потому, что сам предмет иной, по сравнению с предметами опытно-позитивных наук. При познании культуры необходима корректировка представления о реальности.
Соколов, Е.Г. НАУКИ О КУЛЬТУРЕ: ОНТОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ VS ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДИСКРЕТНОСТИ / Е.Г. Соколов // Философские науки .— 2013 .— №10 .— С. 39-51 .— URL: https://rucont.ru/efd/435027 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Опыт философского осмысления НАУКИ О КУЛЬТУРЕ: ОНТОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ VS ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДИСКРЕТНОСТИ* Е.Г. СОКОЛОВ Науки о культуре, или наука о культуре, – сфера познания весьма непростая, а может быть и вовсе двусмысленная. <...> Во всяком случае, до сегодняшнего дня, невзирая, вроде бы, на привычность словосочетания, так же как и довольно объемный корпус разного рода исследований, так или иначе посвященных осмыслению феномена культуры, утверждать, что легитимность применяемых ею стратегий, как и ее участие на равных в «хороводе» других наук, было бы преждевременным. <...> И тому есть причины как исторического, так и конститутивного характера, связанные со спецификой предметного поля. <...> По сути дела, ранее И.Г. Гердера и его классического труда «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791) говорить о неизменном, систематическом, регулярном и целенаправленном интересе к культуре – не к тем или иным группам феноменов, которые сегодня являются составными частями или неотъемлемыми фрагментами совокупного культурного поля, а именно ко всему комплексу – неправомерно, да и некорректно по сути. <...> Традиции не существовало, устоявшихся и многократно проинспектированных с точки зрения эвристической пригодности вариантов «схватывания» и рефлективной умозрительной проработки материала – тем более. <...> А посему и следующий век, XIX, также не слишком жаловал культуру своим вниманием. <...> Да и сам гердеровский «проект», появившийся на стыке историософской и философской проблематики, вроде бы и вполне убедительный, как нам сегодня кажется, не вызвал прямого и бурного резонанса среди научных деятелей, ибо, не стоит сбрасывать это со счетов, имел ярко выраженную художественную – в его раннеромантической версии – окраску. <...> Естественно, в то время никакой речи о том, чтобы признать статус научности за рассуждениями немецкого философа о происхождении мира и человека, идти не могло, что, в общем, не помешало в последующем, примерно <...>