Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Философские науки  / №12 2014

ХЕЛЬМУТ ПЛЕСНЕР: СМЕХ И ПЛАЧ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторИщенко
Страниц12
ID435015
АннотацияВ статье рассматривается философско-антропологическая теория смеха и плача Хельмута Плеснера. Эта теория представляет собой герменевтическое учение о специфических формах человеческой выразительности, в котором философ создает собственный вариант феноменологии и герменевтики  – герменевтику телесности. Телесное бытие выступает в философии Плеснера главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования: в них опыт непосредственного переживания мира на телесном уровне находит свое выражение в теории смеха и плача как в учении о формах специфически человеческой экспрессивности.
Ищенко, Н.И. ХЕЛЬМУТ ПЛЕСНЕР: СМЕХ И ПЛАЧ / Н.И. Ищенко // Философские науки .— 2014 .— №12 .— С. 67-78 .— URL: https://rucont.ru/efd/435015 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 12/2014 Философская мысль: рецепция и интерпретация ХеЛЬМУТ ПЛеСНеР: СМеХ И ПЛАЧ* Н.И. ИЩЕНКО Философско-антропологическая теория смеха и плача Хельмута Плеснера представляет собой герменевтическое учение о специфических формах человеческой выразительности, или экспрессивности. <...> В данном учении Плеснер, опираясь на труды Гуссерля и Дильтея, создает собственный вариант феноменологии и герменевтикигерменевтику телесности. <...> Особенность такой герменевтики заключается в том, что основное внимание в ней уделяется не языку и жестам как формам сознательной и объективированной передачи внутренних состояний, но мимике, смеху и плачу как формам непроизвольного и непосредственного выражения переживаний, или экспрессии. <...> Выбор столь нетрадиционных для западноевропейской философии объектов герменевтического исследования, каковыми являются экспрессивные реакции смеха и плача, обусловлен исходным плеснеровским представлением о «телесной экзистенции» («плоти»), связывающим специфику поведения человека с органической фундаментальной структурой его жизни. <...> Согласно этому представлению, в присущих лишь человеку непроизвольных проявлениях, таких как смех или плач, раскрывается особое отношение человека к органической сфере бытия, а именно отношение переживания и тела1 . <...> Опыт непосредственного переживания человеком мира на телесном уровне и определяется Плеснером как «смех» и «плач». <...> Философ усматривает в этих реакциях «специфические феномены», потому что в них человек достигает границ своей выразительности, реагируя на ситуацию «всем своим существом»2 , а значит, по мысли Плеснера, обнаруживает ту онтологическую структуру, которая, выступая основанием для жизненного единства переживания и тела, служит априорным фундаментом всего человеческого существования. <...> Принципиальной особенностью данной структуры, которую Плеснер называет «эксцентрической позициональностью», является двойственность <...>