Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Философские науки  / №5 2014

ЗАКОНЫ ИСТОРИИ: ЕСТЬ У РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛО… (150,00 руб.)

0   0
Первый авторРотенфельд
Страниц15
ID434919
АннотацияВ статье рассматривается вопрос о соотношении между конечными целями, которые задуманы конкретными людьми, и объективными историческими законами, вне действия которых задуманное людьми не может произойти. Показаны достоинства марксистского диалектического метода и его существенные недоработки, которые с необходимостью привели К. Маркса к ошибкам в вопросах классовой борьбы, социальной революции, диктатуры пролетариата и коммунизма, а в итоге – к негативному отношению и к той сугубо научной форме диалектического мышления, которую он избрал для осмысления общественных процессов.
Ротенфельд, Ю.А. ЗАКОНЫ ИСТОРИИ: ЕСТЬ У РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛО… / Ю.А. Ротенфельд // Философские науки .— 2014 .— №5 .— С. 118-132 .— URL: https://rucont.ru/efd/434919 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Уроки истории и вызовы современност ЗАКОНЫ ИСТОРИИ: еСТЬ У РеВОЛЮЦИИ НАЧАЛО… <...> Ю.А. РОТЕНФЕЛЬД Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? <...> , свойственна беглая поверхностность, отсутствие перспективы, открываемой этим подходом для осмысления общественных процессов. <...> Напомню, что в свой работе «Капитал» в качестве исходной «клеточки» буржуазного общества Маркс использовал категорию обмена. <...> Это понятие является ключом не только к пониманию капиталистических (либеральных) общественных отношений, но и к разумному осмыслению всех других ступеней развития общества, а также к осмыслению того радикального изменения (переворота) в социальных отношениях, который мы и будем называть социальной революцией. <...> Опираясь на разум, мы сумеем понять не только ошибки Маркса, но и преимущества его научного, хотя и не доведенного до совершенства, конкретно-всеобщего диалектического способа мышления. <...> Подойти к пониманию рассуждений Маркса, особенно человеку с гуманитарным мышлением, не просто, поскольку отношение обмена он понимал не иначе, как отношение меновой и потребительной стоимостей, каждая из которых представляет собой пару противоположностей, обусловливающих двигательную силу социального процесса, его энергетику. <...> Точно также, только к осмыслению не физических, а социальных процессов, подходит и Маркс. <...> Не случайно в «Капитале» мы читаем, что при обмене «товары уходят как меновые стоимости (одна, сходящаяся пара противоположностей. <...> Р.), а приходят как ФН – 5/2014 118 Уроки истории и вызовы современности потребительные стоимости» (другая, расходящаяся пара противоположностей. <...> Кроме того, отношения межличностного обмена, гуманизируясь и переходя из одной формы в другую в течение веков и тысячелетий, образуют другой, более глобальный ритм истории, обусловливающий прогресс в развитии общественно-экономических формаций: на уровне всего общества (макроуровень) обмен проявляет себя как взаимодействие <...>