Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Философские науки  / №2 2014

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (150,00 руб.)

0   0
Первый авторНижников
Страниц11
ID434870
АннотацияВ статье анализируются социально-политические воззрения А.И. Солженицына на основе его публицистики и главного произведения жизни – «Красного колеса». Показана критика им просветительского рационализма, поверхностного гуманизма и бездуховности технократической цивилизации. Вскрыта символика «Красного колеса», через призму которой писатель анализирует события начала и конца XX в.
Нижников, С.А. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА / С.А. Нижников // Философские науки .— 2014 .— №2 .— С. 65-75 .— URL: https://rucont.ru/efd/434870 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЛЖЕНИЦЫНА* С.А. НИЖНИКОВ Гуманизм североатлантической цивилизации вырождается в свою противоположность, – эту мысль А.И. Солженицын высказал в своей «Речи в Гарварде на ассамблее выпускников университета»: ради прекраснодушных идей начинают приноситься в жертву люди и целые народы; ранее – в виде сталинизма и фашизма, сейчас – в виде распространения «демократии» госдепартаментом США при помощи бомбардировок. <...> Еще до последних событий в Югославии, Ираке и Ливии Солженицын отмечал, что «демократии умеют действовать фашистскими методами»1 . <...> Как пишет Коринн Марион, Солженицын немедленно был обвинен в антизападничестве, так как «он осмелился критиковать наш священный либерализм и вслух высказывать, что, может быть, вовсе и не существует одной единственной совершенной системы, будь то даже система демократическая. <...> Cоциально-политические взгляды А.И. Солженицына 65 Тем не менее, как отмечает Эдвард Э. <...> Эриксон, «уже через несколько месяцев после прибытия Солженицына на Запад в реакции на эту фигуру стал преобладать негатив». <...> Связывает он это со многими обстоятельствами, и с тем, что он создал род литературы, который не вписывался в существовавшие жанры, и с тем, что он «не принимал морального релятивизма своего времени», и с тем, что он «оскорбил чувства западных либералов, и с тем, что в его творчестве обнаруживалась «неприкрытая религиозная тенденция» и «морализаторский тон». <...> Далее идут «неограниченные потребности», «безграничное накопление собственности», «океан поверхностной информации и низкопробных зрелищ», «все ниже духовное и культурное развитие». <...> Особенно писатель раскритиковал 66 История в размышлениях западную прессу, обвиняя ее в безответственности, отсутствии самокритики и нетерпимости к критике9 . <...> Этот гуманизм, «утерявший христианское наследие», возомнивший, что «правды нет и выше», мерою всех вещей сделавший несовершенного человека, ведет мир вначале к бездуховности <...>