НОВЫе МеТОДОЛОГИЧеСКИе ПАРАДИГМЫ как проект постнеклассической интегральной философии Часть II Когнитивные исследования Исчисление форм КОНЦеПТ ПОЛНОТЫ КАК ВеРСИЯ «ФИЛОСОФСКОЙ БеСКОНеЧНОСТИ»* В.И. МОИСЕЕВ, И.И. ШАШКОВ В истории метафизики всегда присутствует более или менее выраженное стремление оперировать с некоторой «философской бесконечностью». <...> В математике введение понятия бесконечности позволило решить многие вопросы, создать новые направления. <...> Представляется, что бесконечность как некоторая абстрактная идеализация в то же время оказывается крайне плодотворной и выводит развитие математики на новый уровень. <...> В философии также всегда существовало и продолжает сохраняться постоянное стремление ввести понятие философской бесконечности и решить с его помощью ряд фундаментальных метафизических проблем. <...> Такого рода концепт получил в истории философии множество различных названий – Абсолют, Бог, Единое, Абсолютный Максимум, Брахман, Дао, Всеединство и т.д. – но всегда играл примерно одну и ту же роль, сродни роли бесконечности в математике. <...> Можно спорить, существует ли такого рода образование на самом деле1 , но, по крайней мере, к этой конструкции можно было бы отнестись как к некоторой предельной идеализации, которая позволяет сделать в философии примерно то же, что концепт бесконечности в математике, – достичь определенной законченности и полноты ряда структур. <...> Например, введение аппарата пределов позволяет завершить теорию вещественного числа, пополнив рациональные числа иррациоНачало см. ФН-8/2014. <...> * Работа выполнена в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Постнеклассическая интегральная философия: образы социального протокода», грант № 14-03-00825. <...> С этой точки зрения концепт «бесконечность» можно было бы называть в более операциональном смысле термином «полнота»2 , понимая под ним средство придания полноты и законченности некоторым первоначально <...>