Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №1 2014

«ПОСТИГАЯ ДОБРО». СОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ В РОССИИ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлов
Страниц14
ID434830
АннотацияТрадиция этической рефлексии не обязательно существует в виде «школы», представители которой разделяют «одни и те же» воззрения. Последний из сборников работ научного коллектива, складывавшегося в России на протяжении последних десятилетий, показывает, что она зачастую принимает форму дискуссионного сообщества, объединенного стремлением найти решение для наиболее острых задач, стоящих перед человеком. В статье анализируются некоторые из проблем, поставленные в этих дискуссиях: универсальности, абсолютности моральных норм и возможности их воплощения в практической жизни, честности и социальной ответственности философа.
Михайлов, И.А. «ПОСТИГАЯ ДОБРО». СОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ В РОССИИ / И.А. Михайлов // Философские науки .— 2014 .— №1 .— С. 145-158 .— URL: https://rucont.ru/efd/434830 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К 20-летию Российского гуманитарного научного фонда «ПОСТИГАЯ ДОБРО». <...> МИХАЙЛОв Если кто-то желает получить представление о том, каковы актуальные проблемы современной этической науки, то ему непременно следует ознакомиться, по крайней мере, с двумя изданиями последних лет: сборником статей «О праве лгать» и коллективным трудом, возникшим на основе дискуссий сектора этики Института философии «Постигая добро» (М., 2013). <...> «Вот вы философ, – говорят, – так скажите нам…»1 С другой же стороны, современное общество как будто совершенно разучается слушать советы и рекомендации. <...> Особенно потому, что моральный философ оказывается в патерналистской позиции когда он берется «за разъяснение того, зачем быть моральным»2 тут же оказываясь в противоречии с обществом. <...> Она подпитывается идеей равноправия абсолютно во всех сферах, в том числе и моральных суждений, требует наставлений. <...> Но одновременно (опять-таки идея равноправия) эти рекомендации не приемлет. <...> Если еще в начале ХХ в. на этику возлагались особые надежды – Трёлч писал о ней как о «наиболее принципиальной» науке, возвышающейся над всеми другими3 , – то уже спустя несколько десятилетий в сознании европейских ученых закрепляется идея, предложенная Максом Вебером – идея «ценностнонейтрального исследования». <...> Вот именно на этом поле работает современная этика. <...> «Я достаточно знаю людей, счи тающих себя философами, у которых нет внятного понимания философии; я знаю некоторых, считающих себя специалистами в этике, у которых нет внятного понимания того, что такое мораль. <...> Продолжая эту мысль, Апресян приводит довольно яркий и репрезентативный набор критериев, образующих своего рода «тест», по которому каждый может сверить собственное ощущение себя-как-профессионала с восприятием себя же в научном сообществе5 как мы будем решать частные вопросы. <...> «Мораль не может не стремиться к абсолютности, иначе она рискует потерять всякую самостоятельность, отличие <...>