Сибирский экологический журнал, 4 (2016) 485497 УДК 574.2 DOI 10.15372/SEJ20160402 Освоение водной субсидии почвенными беспозвоночными прибрежных экосистем Д. <...> Коммунистическая, 28 Статья поступила 30.10.15 Принята к печати 29.11.15 АННОТАЦИЯ В работе рассматриваются пути поступления аллохтонных ресурсов водного происхождения (водная субсидия) в детритные пищевые сети и влияние субсидии на формирование функциональной и таксономической структур сообществ почвенных беспозвоночных прибрежных экосистем. <...> Исследование проведено в прибрежной зоне старицы р. <...> Полученные результаты указывают на тесную зависимость сообществ почвенных животных в прибрежных биотопах от водной субсидии. <...> По данным изотопного анализа активными акцепторами водной субсидии являются не только хищники, специализирующиеся на питании летающими насекомыми и непосредственно водной добычей, но и сапрофаги, разлагающие поступающие на берег органические выбросы. <...> Вклад водной субсидии в энергетический баланс сообществ педобионтов быстро уменьшается по мере удаления от водоема. <...> Доля «водного» углерода в тканях коллембол и сапрофагов незначительна уже на расстоянии нескольких метров от уреза воды. <...> Исследование функциональных связей между живыми организмами и косными компонентами биогеоценозов обычно ведутся в пределах более или менее естественно выделенных биотопов или экосистем. <...> Однако экосистемы не изолированы друг от друга: они связаны потоками энергии, биогенных элементов, живых организмов [Tansley, 1935; Polis et al., 1997; Murakami, Nakano, 2002; Marczak et al., 2007]. <...> Однако привнос вещества и энергии из соседних биотопов может существенно повлиять на структуру детритных пищевых сетей [Gratton et al., 2008]. <...> Поступление аллохтонного вещества и энергии ( углерода) в локальную пищевую сеть обозначается термином субсидия [Odum et al., 1979; Polis et al., 1997]. <...> Влияние поступления аллохтонного вещества и энергии может быть наиболее выражено на границе контрастных сред, в том числе на границе <...>