СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ к ПроБлеме «личностных границ» у героев авторских сказок [57] Участие в марте 2012 года в мастер-классе (тренинге) по гештальт-терапии «литературные герои и личностные границы: библиотерапевтический подход» в ходе Седьмой всероссийской рабочей встречи «Социолог и психолог в библиотеке» побудило нас специально заняться вопросом о личностных границах героев любимых сказок детства. <...> Вот один из многочисленных примеров мнения о том, что самый популярный сюжет за всю историю человечества [88] – сказка «золушка» – вреден для развития личности: «В личной жизни она проявляла пассивность, позволяла использовать себя. <...> Наша исходная установка (гипотеза) предполагала, что психологический анализ любимых многими поколениями детей сказок подтвердит торжество в них этических принципов, победу добрых, самостоятельных, морально ответственных героев – людей с чувством собственного достоинства, т. е. подлинных субъектов, хозяев своей судьбы, а не пассивных жертв. <...> <…> Самая главная особенность психологического пространства – это целостность / 58 / РАЗДЕЛ II / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И СУБЪЕКТНОСТЬ границ» [104]. <...> Являются ли герои любимых сказок авторами собственной судьбы? <...> I. разные лики «золушки» Почему золушка безропотно выполняла все прихоти мачехи и сводных сестер? <...> «Иногда создается впечатление, что юные мечтательницы без особого интереса относятся к первой части сказки, где золушка проводит дни в неустанных трудах и заботах, больше сосредотачиваясь на блеске бала и счастливом конце» [131]. <...> Но связаны ли все эти проявления синдрома действительно с популярной героиней сказки? <...> В первоначальной, фольклорной, версии сказки, дошедшей до нас в редакции братьев Гримм, умирающая мать благословляет дочь: «… <...> / 59 / СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Народный вариант сказки довольно жесток: сестре золушки «мешал большой палец, и туфелька <...>