// Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. <...> По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / под ред. <...> Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на Общем собрании РАО 29 октября 2013 г.) // Проблемы современного образования. <...> А.М. Антипова, г. Москва ПРИОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ КЛАССИКЕ Рубеж ХХ – XXI вв. ознаменовался спорами о месте отечественной классики в духовной жизни человека и общества. <...> Высказанные мнения нередко свидетельствовали о не изжитом до конца догматизме школьного и вузовского преподавания. <...> Анализ социокультурной ситуации позволил известному литературоведу В.Е. Хализеву определить две тенденции, в равной мере неблагоприятные для бытования классики: «во-первых, авангардистское небрежение культурным наследием и произвольная, искажающая модернизация прославленных творений – их прямолинейное осовременивание, во-вторых, омертвляющая канонизация, оказенивание, догматическая схематизация авторитетных произведений как воплощений окончательных и абсолютных истин [8, c. <...> Пришвина – «скрытая современность» классики: в нем отражено непреходящее значение классического наследия, заключающего общечеловеческое содержание, которое и делает его актуальным для каждого нового поколения читателей. <...> К сожалению, в школьных опытах анализа и интерпретаций литературной классики нередко приходится сталкиваться с обытовлением классики, модернизацией героев и конфликтов, нелепыми параллелями с жизнью читателя. <...> Чтобы избежать / 66 / ЧАСТЬ 2 / ПСИХОЛОГИЯ – ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ этого, требуется определенный культурный фонд (Д.С. Лихачев), который создает вокруг каждого изучаемого произведения «поле понимания». <...> Вместе с тем результаты исследований, проведенных в последние годы, выявляют безрадостную картину чтения (зачастую – нечтения) русской <...>