ПСИХОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА В ДИАЛОГЕ О ЧЕЛОВЕКЕ 3. <...> А.А. Мелик-Пашаев, г. Москва ЛИТЕРАТУРА И ИНОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Мы все чаще характеризуем предполагаемое будущее той или иной широкой области знания, или даже культуры в целом, такими терминами, как «интеграция», «конвергенция», «синтез», а то и «синергетика». <...> Мне кажется, стоит назвать это простым словом, обнажающим жизненно важный смысл явления: соединение, а точнее – воссоединение и взаимодействие всех обособленных сторон, или составляющих, человеческой культуры. <...> Причем такого воссоединения, которое не сотрет, а вберет в себя и сохранит те драгоценные особенности и возможности, которые обрели эти побеги единого Древа на обособленных путях своего исторического развития. <...> Речь должна идти об освоении такой высокой точки зрения, которая позволит увидеть единую направленность путей не только разных наук, но также наук и искусств, культуры религиозной и светской и т.д., и т.п. <...> Предваряя конкретные рекомендации, мне придется кратко обосновать, чтобы не сказать – оправдать предлагаемый подход в целом. <...> Безоговорочно научным по сей день признается такое познание, которое основывается на причинной логике и рассматривает то или иное явление как детерминированное объективными факторами предсказуемое, повторимое и в принципе измеримое. <...> Но, если строго держаться в этих рамках, наука в строгом (или в узком?) смысле слова окажется, по выражению выдающегося философа А.С. Арсеньева, формой теоретического знания о вещах; а если о человеке – то в той мере, в какой его тоже можно представить и измерить, в прямом или переносном смысле, как вещь (сколь угодно сложную), как чистый «объект». <...> Из этого вовсе не следует, что все, не поддающееся такому познанию, объявляется несуществующим или малоценным, но гражданства в государстве «науки как таковой» оно не получает, поскольку несет печать так называемой субъективности, то есть чего-то иллюзорного, неточного, прихотливого <...>