Tekhnologiya udaleniya zhidkosti iz stvola skvazhiny // Vuzovskaya nauka – Severo-Kavkazskomu regionu: tez. dokl. <...> Izolyatsiya pritoka podosh-vennykh plastovykh vod v usloviyakh anomal'no nizkikh plastovykh davleniy // Vuzovskaya nauka – SeveroУДК 622.279.51/. <...> 7(571.1) ТЕХНОГЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ГОРЯЩЕГО СКВАЖИННОГО ФОНТАНА В АРКТИКЕ Р.М. <...> Бурение скважин в условиях удаленности территории, тем более, в условиях моря, затруднено, а применение безлюдной технологии их эксплуатации требуют надежности конструкций скважин и повышенных мер пожарной и противофонтанной безопасности [1–3]. <...> Рассмотрим ряд мероприятий, необходимых при ликвидации горящего газового фонтана, на примере одной из разведочных скважин, расположенной в удаленном районе Арктики. <...> Конструкция скважины состоит: из кондуктора диаметром 426 мм, спущенного на глубину до 500 м; первой технической колонны диаметром 299 мм, спущенной на глубину до 1000 м; второй технической колонны диаметром 219 мм, спущенной на глубину до 2500 м; эксплуатационной колонны диаметром 146 мм, спущенной на глубину 2700 м, соответствующую глубине нижнего испытуемого объекта. <...> Устье скважины было оборудовано колонной головкой и фонтанной арматурой, рассчитанными на соответствующее пластовое давление. <...> По ряду причин консервация скважины затянулась и, как зачастую бывает, в скважинах, длительное время находящихся в консервации, начались пропуски газоконденсатной смеси по соединениям нулевой патрубок – муфта кондуктора, муфта кондуктора – кондуктор, адаптер – коренная задвижка, коренная задвижка – надкоренная задвижка, а также по верхнему межколонному пространству между первой и второй техническими колоннами. <...> Струя газоконденсатной смеси из соединения между коренной и надкоренной задвижками достигла высоты, равной 5 м. <...> На таких аварийных скважинах с целью уменьшение пропусков газоконденсатной смеси по соединениям трубной головки и получения компактной струи флюида осуществляется, так называемый, слом фонтанной арматуры по фланцевому соединению адаптер – коренная задвижка <...>