УДК 534.1 © В.М. Гонин, А.С. Фролов, В.А. Швилкин РЕЗОНАНСНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ТЕЛЕЖКИ ОСНОВНОЙ ОПОРЫ ШАССИ СОВРЕМЕННОГО ТЯЖЕЛОГО САМОЛЕТА Особенности колебаний тележки основной опоры шасси современного самолета на взлетнопосадочных режимах. <...> Ключевые слова: тележка основной опоры шасси самолета, обороты колес, резонансные колебания, статический дисбаланс. <...> Большие трудности возникли в 1974 году в летных испытаниях первого серийного сверхзвукового пассажирского самолета Ту 144. <...> В первом же полете, неожиданно, обнаружили колебания с частотами ~25 Гц изгибающих моментов в горизонтальной плоскости очень высокого уровня по балке четырехколесной тележки основной опоры шасси. <...> Процесс длился около одной секунды и наблюдался два раза на взлете (перед отрывом и сразу после отрыва ) и один раз на посадке, вскоре после касания. <...> Амплитуда напряжений по стальной балке тележки достигала ~70 кг/мм2 ! <...> Встал вопрос о возможности продолжения испытаний самолета. <...> Работа коллектива работников летной базы, конструкторского бюро и производства позволила в рекордные короткие сроки разобраться в сущности динамического процесса, доработать конструкцию тележки и обеспечить продолжение летных испытаний и, в дальнейшем, безопасную эксплуатацию самолета. <...> Колебания вызывались статическим дисбалансом колес и усиливались при совпадении, вблизи момента отрыва (или первого касания), оборотов колес с собственной частотой крутильных колебаний тележки. <...> Высокий уровень колебаний определился, в первую очередь тем, что резонанс наступал на максимальных оборотах колес (сила дисбаланса пропорциональна квадрату угловой скорости) при слабом контакте с землей. <...> Во-вторых, для уменьшения нагрузок (приведенной нагрузки на колесо) на ВПП при посадке уникального тяжелого сверхзвукового самолета была спроектирована нетрадиционная тележка основного шасси – с 4 сдвоенными колесами, с большой колеей. <...> Проблема резонансных колебаний тележки самолета <...>