ФН – 6/2016 Философия и религиозное сознание ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ДОГМАТИЗМА Д.В. <...> КАНАКОВ Одной из наиболее актуальных задач религиоведения на современном этапе является анализ феномена устойчивости религиозных представлений и понятий, сохранения религиозных верований, что не в последнюю очередь обусловливает своего рода «религиозное возрождение» и интерес к исследованию религии в последние десятилетия. <...> Устойчивость религиозных представлений и понятий характеризует религиозное сознание и связана с таким малоисследованным в отечественном религиоведении явлением как религиозный догматизм. <...> Под религиозным догматизмом мы подразумеваем метод, с помощью которого та или иная религия (конфессия, религиозно-философская система) закрепляет собственную систему верований и культовых действий для своих адептов (последователей), принимающих на веру (т.е. без доказательств) положения вероучения (догмы) в качестве неизменных, безусловных (абсолютных) истин на основе подчинения религиозному авторитету. <...> С объективной стороны догматизм в религии связан с религиозной идеологией, с субъективной – с религиозной психологией, двумя составляющими важного структурно-функционального элемента религии – религиозного сознания. <...> Поэтому последние рассматриваются в контексте воспроизводства и сохранения религиозного догматизма, что в абстрактной форме получает выражение в виде религиозных представлений и понятий (догм). <...> Догматизм возникает на почве живого человеческого познания вследствие сложности и диалектической противоречивости последнего. <...> Познание, являясь психическим процессом отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира в сознании, представляет собой уже деятельность сознания, а не оперирование реальными предметами. <...> В отечественной школе психологической науки в ХХ в. было сформулировано вполне обоснованное, с нашей точки зрения <...>