Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №6 2016

ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА И ГУЛАГА, ИЛИ КАК ВОЗМОЖНО ВОПРОШАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторСМИРНОВ
Страниц15
ID432574
АннотацияВ статье ставится вопрос о возможности и проблематичности современного вопрошания о человеке. Проблематичность связана с тем, что человек попал в ситуацию, получившую название «после Освенцима», и которая описывается в категориях предельности (предельности опыта, средств самоопределения). В работе показывается, что культурной формой представления этого предельного опыта является свидетельство, которое само проблематизируется после Освенцима. Автор описывает прецеденты этих свидетельств на примере произведений Примо Леви и Варлама Шаламова. В статье дается попытка обоснования того, что современный опыт философствования о человеке, т.е. современная антропология, вынуждена отказываться от традиционных попыток определить человека как некое ставшее сущее или найти некую определяющую его сущность. Последнее связано с тем, что ситуация «после Освенцима» поставила под вопрос все ранее используемые человеком способы мышления. Более того, современный человек все чаще выбирает так называемый сценарий ухода человека, отказа от реальной социальной жизни в пользу имитации жизни и производства симулякров, в пользу ухода в виртуальную реальность. В ответ на этот тренд ухода автор предлагает иной вариант: антропологическую альтернативу в виде антропопрактик самоопределения и свидетельства об этих антропопрактиках.
СМИРНОВ, С.А. ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА И ГУЛАГА, ИЛИ КАК ВОЗМОЖНО ВОПРОШАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ / С.А. СМИРНОВ // Философские науки .— 2016 .— №6 .— С. 78-92 .— URL: https://rucont.ru/efd/432574 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 6/2016 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА Философская рефлексия: рецепция и интерпретация ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА И ГУЛАГА, ИЛИ КАК ВОЗМОЖНО ВОПРОШАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ* С.А. СМИРНОВ Освенцим как симулякр В свое время, в 1991 г., любитель философских провокаций Ж. <...> Вроде она была, но какая-то странная, чуть ли не имитация. <...> Это происходит потому, что в развитых странах все более доминирует тренд ухода человека в виртуал, отказа его быть реальным, живым существом. <...> Человечество все чаще выбирает не понимание, а отказ от него, не творение смыслов, а производство симулякров, не жизнь, а уход от нее в виртуал1 . <...> Можно ли себе представить, что Освенцим для многих ныне живущих молодых людей не более чем симулякр, т.е. знак, лишенный смысла? <...> 77 Философская рефлексия: рецепция и интерпретация ющим уход человека? <...> Свидетельство как открытая проблема В христианской традиции первым опытом свидетельства был опыт Иисуса Христа. <...> Но сам опыт живого свидетельства о том, что этот личный опыт – правда, остался и многократно повторялся. <...> Свидетельство отличается от текста тем, что оно представлено живым носителем, который может показать живой и неотчуждаемый пример своего опыта. <...> Проблема самоопределения человека в мире всякий раз обостряется во времена, которые наступают «после» – после войн, после катастроф, утери личностных смыслов, потери горизонтов, ориентиров, жизненных опор. <...> Что ему делать в ситуации, которая давно получила символичное название «после Освенцима и ГУЛАГа»? <...> Примо Леви, один из таких выживших свидетелей, так и пишет: «Повторяю, не мы, оставшиеся в живых, настоящие свидетели. <...> Мы обсуждаем иное: что значит вопрошать о человеке после того, как случился Освенцим? <...> Зарубка первая: что есть добро и зло в мире? <...> Наше привычное представление о героизме, который тебя может спасти, о мужестве, благодаря которому ты можешь выжить, не позволяя 79 Философская рефлексия: рецепция и интерпретация себе расслабиться и отдаться страху <...>