ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ Леонид Ашкинази, Алла Кузнецова Боттичелли, фотошоп и Интернет Статья будет выложена на сайте журнала для удобства пользования интернет ссылками. <...> 92 «З–С» Июль 2016 Превращение басни в повесть, даже если таковое имело место, лежит, по моему мнению, за гранью понятия о плагиате. <...> Стругацкие А. и Б., «Хромая судьба» Базовыми понятиями для нас в этом тексте будут «произведение искусства» и «реакция». <...> То есть мы не будем обсуждать, что произведение, а что нет, и что искусство, а что не оно, – доверимся интуиции. <...> Заметим лишь, что произведением искусства может быть объект, изначально задуманный как утилитарный (автомобили, одежда, сумки, в конце концов – ковры и гобелены), а то, что было задумано, как произведение, запросто несет утилитарную функцию – например, на Сотбисе. <...> Правда, там оно ее несет исключительно благодаря своей произведениеискусствовости; но если ребенку достанется античная статуэтка, то и из нее получится замечательная кукла. <...> Может, некоторые из них и были ими – в их когдатошней жизни? <...> Да что далеко ходить – хрестоматийный пример про «Это очень полезная картина. <...> Что до реакции, то это удивление, интерес, негодование, возмущение, вандализм, радость, гордость за человека-творца (и вообще, и конкретного, и даже за себя самого: «я, атом в ногте пальца руки – руки, которую мое человечество протянуло в мир, чтобы взять, и понять, и сделать»). <...> Первый вопрос апеллирует в основном к психологии, и кажется, что существенны 5 (пять) факторов. <...> 1 – хоть какое-то умение: не сможет подражать художнику тот, кто не умеет держать «пишущий предмет» в руках, писателю – тот, кто совсем не умеет писать. <...> Например, написать маленькое подражание великому Станиславу Лему – просто, чтобы проверить, сумел ли вжиться в его стиль. <...> 3 – некая «творческая лень» – отсюда вторичные литературные произведения, все эти приквелы, сиквелы, мидквелы, спин-оффы и все прочее, использующее или антураж, или идеи произведения-причины <...>