Принципы формирования требований к человеко-машинному интерфейсу для систем диспетчерского контроля и управления трубопроводными системами // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. <...> Когнитивное управление как новая парадигма построения интеллектуальных систем человекомашинного управления сложными и экологически опасными объектами и технологиями // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. <...> УДК 681.5:622.276; 622.279 НОВЫЕ ПРОЕКТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ГЕОТЕХНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА А.В. <...> Николаев2 (1ОАО "Газпром", 2ООО "Газпром ВНИИГАЗ") Введение Обеспечение стабильной, бесперебойной транспортировки энергоресурсов по трубопроводам, расположенным в особых природно-климатических условиях, возможно при условии организации эффективной системы контроля их устойчивости. <...> Решение этой задачи обеспечивается организацией системы геотехнического мониторинга (ГТМ), осуществляющей комплексный контроль, прогнозирование и управление состоянием геотехнических систем (ГТС) с целью обеспечения их надежности на всех стадиях жизненного цикла. <...> Для осуществления ГТМ выполняется комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или реконструируемого сооружения, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, а также конструкций сооружений окружающей застройки. <...> Однако контроль устойчивости протяженных объектов, осно14 ванный на традиционных методах проведения ГТМ (наблюдения по сети пьезометрических и температурных скважин, грунтовых реперов и деформационных марок) и осуществляемый периодически (1-2 раза в год), носит дискретный характер и не может обеспечивать наблюдение за всеми участками трассы линейного объекта. <...> Одной из современных технологий проведения ГТМ по всей длине протяженных линейных объектов <...>