ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Геннадий Горелик цивилизаций на краю света Встреча Окончание серии статей, начатой в № 1 этого года. <...> 77 «З–С» Июнь 2016 Русский вопрос В XVIII веке, стараниями Петра I, европейская культура пришла в Россию, а в XIX российские достижения стали уже заметной частью европейской науки, литературы и музыки благодаря Лобачевскому, Менделееву, Толстому, Достоевскому и Чайковскому. <...> В XIX веке возник также и «Русский правды и культуры, – к такому делу, в котором солидарно все историческое человечество, несмотря на различие национальных особенностей, несмотря на столкновения народных интересов». <...> По Соловьеву, для славянофилов – тор и освободитель Александр II – дал возможность обсуждать «Русский вопрос» открыто, углубляя и уточняя его. <...> В фокусе споров была тема «Россия и Европа», как назвал свою книгу Н. Данилевский <...> Взглянем на эти споры глазами Владимира Соловьева. <...> Сам он отвечал на «Русский вопрос» мечтой о созидании «царства Божия для всего человечества» на основе воссоединения христиан Запада и Востока, но внимательно рассматривал и другие ответы. <...> Согласно славянофилам, писал он, «русский народ имеет всемирно-историческое призвание, как носитель всечеловеческого окончательного просвещения», а Данилевский, «отрицая всякую общечеловеческую задачу, считал Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, – однако наиболее совершенным и полным». <...> Западники же считали, что «войдя уже со времен Петра Великого в среду европейских народов», мы должны «прилагать свои народные силы к общему делу просвещения, социальной 78 вопрос» – о месте России в мировой истории. <...> Он, можно сказать, породил славянофилов и западников, которые дали свои, противоположные Чаадаеву и друг другу, ответы. <...> Начать он мог бы с самого рождения этого «типа», когда от греков пришло христианство, но предпочел события более близкие: «Хотя русская наука, которая серьезно началась только с Ломоносова, имела <...>