Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Знание - сила  / №6 (1068) 2016

Встреча цивилизаций на краю света (25,00 руб.)

0   0
Первый авторГорелик Геннадий
Страниц9
ID431129
АннотацияВ XVIII веке, стараниями Петра I, европейская культура пришла в Россию, а в XIX российские достижения стали уже заметной частью европейской науки, литературы и музыки благодаря Лобачевскому, Менделееву, Толстому, Достоевскому и Чайковскому. В XIX веке возник также и «Русский вопрос» – о месте России в мировой истории. Вопрос остро поставил и мрачно на него ответил Чаадаев своими «Письмами о философии истории». Он, можно сказать, породил славянофилов и западников, которые дали свои, противоположные Чаадаеву и друг другу, ответы. Однако император Николай I объявил Чаадаева умалишенным, а другим заткнул рот цензурой.
Горелик, Г. Встреча цивилизаций на краю света / Г. Горелик // Знание - сила .— 2016 .— №6 (1068) .— С. 79-87 .— URL: https://rucont.ru/efd/431129 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Геннадий Горелик цивилизаций на краю света Встреча Окончание серии статей, начатой в № 1 этого года. <...> 77 «З–С» Июнь 2016 Русский вопрос В XVIII веке, стараниями Петра I, европейская культура пришла в Россию, а в XIX российские достижения стали уже заметной частью европейской науки, литературы и музыки благодаря Лобачевскому, Менделееву, Толстому, Достоевскому и Чайковскому. <...> В XIX веке возник также и «Русский правды и культуры, – к такому делу, в котором солидарно все историческое человечество, несмотря на различие национальных особенностей, несмотря на столкновения народных интересов». <...> По Соловьеву, для славянофилов – тор и освободитель Александр II – дал возможность обсуждать «Русский вопрос» открыто, углубляя и уточняя его. <...> В фокусе споров была тема «Россия и Европа», как назвал свою книгу Н. Данилевский <...> Взглянем на эти споры глазами Владимира Соловьева. <...> Сам он отвечал на «Русский вопрос» мечтой о созидании «царства Божия для всего человечества» на основе воссоединения христиан Запада и Востока, но внимательно рассматривал и другие ответы. <...> Согласно славянофилам, писал он, «русский народ имеет всемирно-историческое призвание, как носитель всечеловеческого окончательного просвещения», а Данилевский, «отрицая всякую общечеловеческую задачу, считал Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, – однако наиболее совершенным и полным». <...> Западники же считали, что «войдя уже со времен Петра Великого в среду европейских народов», мы должны «прилагать свои народные силы к общему делу просвещения, социальной 78 вопрос» – о месте России в мировой истории. <...> Он, можно сказать, породил славянофилов и западников, которые дали свои, противоположные Чаадаеву и друг другу, ответы. <...> Начать он мог бы с самого рождения этого «типа», когда от греков пришло христианство, но предпочел события более близкие: «Хотя русская наука, которая серьезно началась только с Ломоносова, имела <...>