64 КУЛЬТУРА КНИГИ Вячеслав Суриков Литературная полиция XXI века На смену книжным критикам старой формации идет новое поколение авторов, рефлексирующих по поводу прочитанных ими текстов, не стесненных никакими правилами и умеющих обратиться к читателю напрямую Н а прошлогодней книжной ярмарке Non/fiction писатель и телеведущий Александр Архангельский на встрече c читателями в ответ на просьбу высказать свое мнение о книге Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» смог охарактеризовать только ее первые страницы, пояснив это следующим образом: «С тех пор как я перестал быть литературным критиком, к счастью, у меня нет необходимости дочитывать книги до конца». <...> Если в семидесятых годах при не слишком высоком разнообразии печатных изданий все важнейшие публикации обсуждались в прессе и, согласно исследованиям Льва Гудкова, 12% всех публикаций рецензировались, то к концу девяностых этот показатель снизился до 0,02–0,05%. <...> Несколько критиков, которые были готовы бросить вызов нескончаемому книжному потоку, сошли с дистанции. <...> ЭКСПЕРТ № 14 4—10 АПРЕЛЯ 2016 КНИГИ КУЛЬТУРА 65 В первую очередь это не так давно покинувший этот мир Виктор Топоров, который сочетал написание критических статей с переводческой и издательской деятельностью. <...> Лев Данилкин, который заметно уступал в плодовитости вышеназванным титанам критики, но в силу регулярности и яркости публикаций на страницах журнала «Афиша», безусловно, входил в число влиятельнейших критиков, переключился по большей части на написание книг и деятельность на посту редактора The Prime Russian Magazine. <...> Основная часть критиков сгруппировалась вокруг литературных премий, которые на сегодняшний день являются самым эффективным механизмом, отчасти воспроизводящим советскую модель существования литературы, когда «главные писатели» так или иначе назначались. <...> Доказательством тому служит пример книги Гузели Яхиной, которая фигурировала в шорт-листах почти всех премий, и в двух <...>