, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКПРО, научный руководитель Программы развития инновационных процессов ГБОУДОД «Ульяновский областной детский экологический центр» Проектно-созидательные педагогические технологии в системе дополнительного экологического образования О ТСУТСТВИЕ в системе дополнительного образования жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортные условия для их творческого и индивидуального формирования, адаптация интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения проектно-созидательных педагогических технологий многомерного диалога эколого-образовательных систем в практику деятельности учреждений дополнительного образования. <...> Под проектно-созидательными технологиями системы дополнительного экологического образования следует понимать гуманистически ориентированную педагогическую организацию процессуально-инструментальной стороны обучения, воспитания и развития учащихся, обеспечивающую усвоение социокультурного опыта гармоничных отношений и взаимодействий человека с природой, другими людьми, обществом и самим собой в ходе развития экологической культуры личности. <...> Это позволило определить три группы прикладных эколого-образовательных педагогических технологий: I – технологии «погружения в природную среду»; II – диалогические технологии; III – технологии многомерного диалога эколого-образовательных систем учреждений дополнительного образования. <...> Кардинальным отличием данных технологий от традиционно применяемых является центрация не на трансляцию педагогом определенного объема знаний, а на развитие природоориентированного мировоззрения учащихся путем переживаемого осознания внутренней взаимосвязи с природой, которое подкрепляется необходимым объемом <...>