Изучение эффективности патриотического воспитания учащихся как педагогическая проблема Патриотическое воспитание, являясь составной частью единого воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания. <...> Создание системы патриотического воспитания в образовательном учреждении предполагает целенаправленное формирование у обучающихся активной жизненной позиции, готовности к активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Отечества, а личные интересы – с общественными. <...> В процессе выполнения задач по патриотическому воспитанию и оценке его конкретных результатов необходимо ориентироваться на критерии оценки эффективности работы, что составляет на практике определенную проблему. <...> В современных педагогических исследованиях предлагаются различные пути решения настоящей проблемы. <...> Особый интерес и значение в этом вопросе представляет подход Квятковского Ю.П. и Лутовинова В.И., в котором изучение эффективности работы по патриотическому воспитанию предполагает использование двух групп критериев: процессуального и критерия сформированности патриотического сознания личности16 . <...> Первая группа отражает процесс работы по патриотическому воспитанию, деятельность, направленную на формирование и развитие патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству, это: А) реализационно-целевой, определяющий готовность участников воспитательного процесса правильно вычленять и творчески решать задачи и находить конкретные пути повышения эффективности этой деятельности по достижению желаемого результата; Б) практически-результативный, определяющий действенность работы по патриотическому воспитанию в плане влияния на сознание учащихся, вследствие чего в их деятельности и поведении происходят конкретные <...>