УДК 621.833-752 © О.И. Косарев, И.А. Бедный, М.Ю. Леонтьев, А.К. Пузакина ВИБРАЦИИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ В СУДОВЫХ ПЛАНЕТАРНЫХ РЕДУКТОРАХ В статье приведены основные положения методов определения вынуждающих сил и расчета вынужденных колебаний судовых планетарных редукторов. <...> Приведены некоторые результаты расчетов амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) динамических нагрузок и их распределения по полушевронам. <...> Приведены рекомендации по акустическому проектированию планетарных редукторов. <...> Ключевые слова: вибрации, колебания, динамические нагрузки, планетарный редуктор, косозубое колесо, шевронное колесо, вынуждающие силы, амплитуда, частота, характеристика, полушеврон, акустика, проектирование. <...> Основными требованиями, предъявляемыми к судовым редукторам, являются: высокая нагрузочная способность, большой ресурс и малая виброактивность. <...> В тяжело нагруженных судовых планетарных редукторах применяются шевронные зубчатые колеса, обладающие более высокой нагрузочной способностью и меньшей виброактивностью по сравнению с прямозубыми колесами. <...> Поскольку шевронное зубчатое колесо состоит из двух соединенных между собой косозубых колес-полушевронов, все теоретические результаты по возбуждению колебаний в зацеплении косозубых колес полностью относятся к шевронным колесам [1]. <...> Зубчатые венцы полушевронов имеют разнонаправленные (правые и левые) наклоны винтовых линий зубьев. <...> При этом статические осевые силы на полушевронах взаимно компенсируются в результате самоустановки шевронных колес, что позволяет конструировать центральные колеса планетарных передач безопорными «плавающими». <...> Поэтому результирующие вынуждающие силы в окружном и радиальном направлениях в шевронной передаче (по сравнению с косозубой передачей) складываются, а в осевом направлении – вычитаются. <...> Осевые колебания в шевронных передачах возбуждаются вследствие перекоса в зацеплении, погрешностей хода винтовых <...>