ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Настоящая статья является продолжением работ [1–3] в цикле статей по обзорному исследованию создания и применения АВС – активных виброзащитных систем в машиностроении. <...> Особое внимание уделяется проблемам виброизоляции транспортных средств, активного гашения пульсаций давления в жидкостном тракте, вибраций трубопровода, а также экспериментам по гашению вибрации стержней, трубных систем и одновременному гашению вибраций и пульсаций давления. <...> ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Трубопроводы в зданиях и на транспорте воспринимают пульсации давления и вибрации от разного рода источников (насосы, компрессоры, гидромашины, клапаны и т. д.), создавая собственный шум и передавая энергию в опорные связи. <...> Главное общетехническое средство гашения шума в этих условиях, помимо ослабления в источнике – облицовка труб демпфирующими материалами, что регламентируется «Руководством по акустической изоляции труб и арматуры трубопроводов» [4], приведённым в соответствие с международным стандартом ISO 156652003. <...> Вибрации механизмов, воспринимаемые трубопроводом, изолируют от других участков трубы гибкими вставками и сильфонами, а от других конструкций – упругими прокладками, муфтами и амортизаторами. <...> Упругие вставки могут здесь сами стать причиной вибраций, например в системе канализации [8]. <...> Считается, что мощность шума, из72 Проблемы машиностроения и автоматизации, № 1 – 2013 лучаемого на выходе трубопровода, растёт экспоненциально с увеличением скорости протекания воздуха или жидкости. <...> В судовых и других промышленных трубопроводах высокого давления, где актуальна виброи шумозащита, наиболее интенсивные (низкочастотные) гармоники не удаётся эффективно погасить пассивными средствами. <...> Упругие вставки и компенсаторы понижают давление на пути потока жидкости или газа за счёт своего гидравлического сопротивления. <...> В докладе [12] компании Under sea Defence <...>