УДК 539.219.3 © Н.М. Власов, Ю.Г. Драгунов ДИСЛОКАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ КОРРОЗИОННОГО РАСТРЕСКИВАНИЯ ХРОМОНИКЕЛЕВЫХ СТАЛЕЙ Предложен дислокационный механизм коррозионного растрескивания сплава Fe-Cr-Ni. <...> При малом содержании никеля в окрестности скопления краевых дислокаций с низкой энергией дефекта упаковки образуются микротрещины, которые сливаются с магистральной трещиной и обуславливают повреждение материала. <...> При большом содержании никеля происходит переползание ведущих дислокаций скопления с высокой энергией дефекта упаковки и микротрещины перед вершиной магистральной трещины не возникают. <...> Результаты математического моделирования представляют интерес для понимания особенностей поведения аустенитных сталей на основе никеля в условиях эксплуатации. <...> Экспериментально показано [1], что коррозионное растрескивание сплава Fe-Cr-Ni существенно зависит от содержания никеля. <...> Если содержание никеля превышает 40 (вес) %, то практически отсутствует коррозионное растрескивание образцов. <...> Кроме того, обнаружена корреляция между временем до разрушения аустенитных сплавов Fe-Cr-Ni и энергией дефекта упаковки при расщеплении краевых дислокаций (рис. <...> По мере увеличения содержания никеля синхронно увеличивается время до разрушения образцов и возрастает энергия дефектов упаковки при расщеплении краевых дислокаций. <...> Суммарная доля разрушившихся труб парогенератора от различных повреждений типичного парогенератора (1 – все устройства, 2 – коррозионное разрушение в трубном зазоре, Рис. <...> Время повреждения tf аустенитного сплава Fe-Cr-Ni в зависимости от содержания никеля и энергии дефекта упаковки (эду) [1] 88 Проблемы машиностроения и автоматизации, № 1 – 2013 3 – нижняя трубная связка, 4 – участки коррозии/ эрозии, 5 – фреттинг-коррозия, 6 – различные причины, 7 – коррозионная усталость) [1] ДИСЛОКАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ КОРРОЗИОННОГО РАСТРЕСКИВАНИЯ ХРОМОНИКЕЛЕВЫХ СТАЛЕЙ где α – коэффициент термического расширения, E – модуль <...>