Сергей Мороз перспекТива Часть 3 для фронТовой авиации исТребиТель сухой Т-50 ПОБЕДА В ВОЗДУХЕ КУЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ Важнейшей особенностью программы ПАК ФА стало максимальное вовлечение в опытные работы серийного предприятия. <...> Можно сказать, что эта машина для КНААПО, ПАО «Сухой» и для России в целом стала буквально золотой — она стабильно наполняла их бюджеты, напрочь опровергая басни «свободной прессы» о том, как России невыгодно заниматься авиацией. <...> Такое участие в процессе НИОКР серийного предприятия означает немалый финансовый риск для него и необходимость создания специальных подразделений и целых служб, но риск — дело в бизнесе неизбежное, а такие службы на заводе уже были — они появились в ходе работы над пассажирским лайнером «Суперджет-100», также изделием фирмы «Сухой». <...> Начало см. в № 11-12, 2015 г. «Науки и Техники») Изготовление оснастки, а затем и первых деталей для опытной серии самолетов Т-50 началось в 2007 г. Первоначально планировалось носовую часть делать в Новосибирске, но из-за загруженности этого предприятия серийным выпуском Су-34 всю тяжесть нового задания пришлось взять на себя коллективу КНААПО. <...> Он даже выполнял пробежки по заводскому аэродрому Дзёмги — они начались в конце 2009 г., а 8 апреля 2010 г. стенд отправили в Жуковский, на базу Летно-испытательного института им. <...> И хотя прочность горизонтального оперения оказалась ниже расчетной, разрешение на летные испытания было дано. <...> ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ — 2016 НАУКА И ТЕХНИКА № 1 — периментальных аэродинамических датчиков, которые были нужны только на начальном этапе испытаний. <...> Стабилизатор его усилили и незначительно увеличили — теперь он мог летать без жестких ограничений по скоростям, углам атаки и перегрузкам. <...> В ходе заводских испытаний были получены крейИстребитель 5-го поколения Т-50-1 начинает свой первый полет — утро 29 января 2010 г., аэродром Дзёмги, Комсомольск-на-Амуре. <...> Фото: http://www.paralay.com/pakfa ПУЛЬС ИСПЫТАНИЙ Окончательная сборка <...>