И. А. Прахов APPLIED ECONOMETRICS ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМЕТРИКА № 37 (1) 2015 И. А. Прахов и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз1 Работа посвящена изучению динамики распространенности дополнительных занятий по подготовке к поступлению в вуз до и после введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также динамики инвестиций в дополнительную подготовку. <...> Кроме того, оценивается эффективность дополнительной подготовки в 2012 году, т. е. спустя несколько лет после обязательного введения ЕГЭ. <...> На данных Мониторинга экономики образования показано, что основные виды дополнительных занятий по-прежнему востребованы, несмотря на унификацию правил приема абитуриентов, хотя популярность платных курсов при конкретном вузе снизилась, а распространенность занятий с репетиторами, не имеющими отношения к вузу, наоборот, возросла. <...> В течение нескольких лет после введения ЕГЭ величина затрат на дополнительную подготовку (в реальных величинах) остается примерно на одном и том же уровне. <...> Что касается эффективности дополнительной подготовки, то посещение платных дополнительных занятий связано с улучшением результативности абитуриента (ростом итоговых баллов ЕГЭ), однако сам эффект подобной подготовки невелик. <...> Ключевые слова: динамика инвестиций в дополнительную подготовку; эффективность дополнительной подготовки; ЕГЭ; образовательные стратегии абитуриентов. <...> Введение З начительные перемены в системе российского образования в 90-х годах XX века привели к закреплению нового института, который и по сей день является неотъемлемым элементом образовательных стратегий абитуриентов. <...> Разумеется, частное репетиторство имело место и в советской образовательной системе, но наиболее широкое распространение занятия на подготовительных курсах и с репетиторами получили с коммерциализацией высшего образования (появлением частных вузов и платного высшего образования) и соответствующим ростом числа абитуриентов <...>