Антимонопольное регулирование Козлитин Е. В., аспирант НИУ ВШЭ, г. Москва, evkozlitin@gmail.com Авдашева С. Б., профессор НИУ ВШЭ, г Москва, avdash@hse.ru Результаты невыполненных предписаний антимонопольного органа (на примере структурных предписаний при поглощении ТНК-ВР Роснефтью) Оценка результативности предписаний органов конкурентной политики, выдаваемых как условие совершения сделок слияний — структурных и поведенческих, — остается спорным вопросом. <...> В статье обсуждается нетрадиционный вопрос — всегда ли важна форма предписания для решения непосредственных задач, которые ставит орган конкурентной политики, и более того, важен ли для результативности предписания факт его точного выполнения? <...> Проанализированы результаты невыполнения или неполного выполнения структурных предписаний, выданных ФАС России компании «Роснефть» при поглощении ТНК-ВР. <...> Невыполнение условий предписаний о продаже бензоколонок в регионах, где после слияния суммарная доля объединенной компании превысила 50%, не сочеталось с ростом розничных цен на моторное топливо, как показывают результаты анализа методом разности в разностях. <...> Иными словами, сама информация о том, что ФАС России будет пристально следить за ценами в этих регионах, оказалась достаточной для предотвращения потерь потребителей от сделки слияния. <...> Ключевые слова: контроль слияний, структурные предписания, метод разности в разностях, ценовые эффекты. <...> Введение выигрыша потребителей на затронутых слиянием рынках. <...> Антимонопольный орган обладает полномочиями заблокировать сделку слияния в случае, если в результате предварительного анализа обнаружатся серьезные угрозы для конкуренции, которые могут привести к значительному ухудшению положения потребителей, в терминах благосостояния — выигрыша потребителей (consumer surplus). <...> В случае, если в результате объединения компаний возможен серьезный положительный экономический эффект, но при этом могут возникнуть <...>