Теория конкуренции Агабеков С. И., канд. социол. наук, заместитель начальника отдела инвестиционного анализа, ООО «Газтехлизинг», г. Москва, mazmaga@yandex.ru Левина Е. А., старший преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», г. Москва, jlevina@hse.ru Лоббирование протекционистских мер и координация лоббистских усилий Субъекты, имеющие сходные цели лоббирования, заинтересованы в координации своих лоббистских усилий. <...> Тем не менее нередко имеет место проблема безбилетника. <...> В работе проблема безбилетника проиллюстрирована на примере лоббирования отечественными фирмами-олигополистами введения тарифа на иностранные фирмы, конкурирующими затем по Курно. <...> Показано, что в зависимости от свойств функции спроса при добровольном участии в лоббировании финансировать лоббистскую деятельность будут либо только фирмы с минимальными предельными издержками, либо только фирмы с максимальными предельными издержками независимо от количества фирм в отрасли. <...> В результате собранные на лоббирование средства оказываются меньше оптимального уровня, определяемого из максимизации суммарной прибыли фирм отрасли. <...> В работе показано, что указанная проблема недофинансирования расходов на лоббистскую деятельность решается при изменении процедуры сбора средств, а именно при долевом финансировании. <...> Однако в последнем случае нет гарантий, что при априорно заданных долях финансирования фирмы выберут одинаковый совокупный уровень расходов на лоббирование. <...> Возникающая проблема согласованности относительно совокупных расходов на лоббирование решается с помощью механизма Гровса–Кларка. <...> Однако существует целый пласт работ, в которых доказывается, что при несовершенных международных рынках (олигополистических и монополистических) протекционистские меры могут увеличивать благосостояние страны. <...> Так, в работе [Brander, Spencer, 1985] показано, что если отечественные и зарубежные фирмы конкурируют <...>