Васильева ПЛУТАРХ О МИСТЕРИЯХ ОСИРИСА И ДИОНИСА (ТРАКТАТ «ОБ ИСИДЕ И ОСИРИСЕ», ГЛ. <...> 35) В этой небольшой статье хотелось бы рассмотреть один аспект, связанный с мифологиями Диониса и Осириса. <...> Следует обратить внимание на сопоставление, которое делает Плутарх в 35 главе вышеупомянутого произведения: «Также предания о титанах и ночные празднества в честь Диониса (Τιτανικὰ καὶ Νυκτέλια) соответствуют рассказам о растерзании (διασπαρασμοῖς), воскресении (ἀναβιώσεσι) и возрождении (παλιγγενεσίαις) Осириса. <...> Египтяне, как я рассказывал, показывают могилы Осириса повсюду, а дельфийцы считают, что останки Диониса хранятся у них, позади прорицалища; и «чистые» приносят тайную жертву в святилище Аполлона, когда вдохновенные жрицы пробуждают Ликнита» (DIO, 35, 364F-365А). <...> В задачу настоящей статьи не входит подробный разбор параллелей между дионисийскими и осирическими мистериями. <...> Чисто формальное, внешнее сходство заключается в том, что как Осирис, так и Дионис были растерзаны на определенное число частей: согласно египетской традиции – на 14 (это число не было строго определенным)4 , согласно греческой – на 7 (Diod. <...> 3 «В отличие от разрывания и проглатывания, расчленение принадлежит к слою мифа, который просто требует проведения параллели с мифом об Осирисе» (Кереньи 2007: 159). <...> В египетской традиции никогда не говорится о самом моменте расчленения тела, однако это подразумевается из факта наличия многочисленных останков Осириса. <...> В различных египетских городах останки почитались как особые местные реликвии: например, в Абидосе – голова Осириса, в Мендесе – фаллос и т. д. <...> В египетской традиции «воскрешение» Осириса предваряется «собиранием членов» Исидой и Нефтидой (Pyr. <...> »8 Точно также и возрождение двух богов происходит несколько по-разному. <...> Осирис возрождается Исидой и другими богами – но так, что остается в ином, потустороннем мире. <...> Другой употребленный термин – παλιγγενεσία (т.е. «возрождение», «регенерация <...>