70-77 Н. Е. Самохвалова КОНЦЕПЦИЯ «КОЛОССАЛЬНОГО» ПРОИЗВЕДЕНИЯ: СТРАБОН И ПОМПОНИЙ МЕЛА «Подобно тому, как в суждении о достоинстве колоссальных статуй мы тщательно не исследуем каждую отдельную часть, а скорее оцениваем общее впечатление и стараемся увидеть, хороша ли статуя в целом, так же следует судить и мою книгу, ибо она является некоторым образом трудом о колоссальном («κολοσσουργία γάρ τις καМι αὕτη»), который затрагивает явления огромной важности и весь мир, за исключением тех случаев, когда незначительные предметы могут вызвать интерес в человеке любознательном или в практическом деятеле» (пер. <...> Во-вторых, возникает вопрос, почему Страбон сопоставляет свое произведение именно с колоссом (а также в целом почему литературное произведение сопоставляется со скульптурой), какова, по его мнению, роль колоссов в культуре и какова роль описания колоссов в его собственном произведении. <...> Самохвалова КОНЦЕПЦИЯ «КОЛОССАЛЬНОГО» ПРОИЗВЕДЕНИЯ 71 выше высказыванием Страбона возникают еще некоторые вопросы, а именно: какое намерение относительно принципов отбора и организации материала в «Географии» здесь декларируется и насколько оно соответствует конечному результату, а также в какой мере выраженные здесь взгляды на литературное произведение можно обнаружить в дальнейшей традиции. <...> Сара Позекери отмечает, что в современном английском слова «колосс» и «колоссальный» ассоциируются прежде всего с огромным размером4 , тогда как античное значение шире. <...> Страбон употребляет слово «колоссальный» еще не в переносном, а в первоначальном смысле – это прилагательное выражает отношение предмета к жанру монументальной скульптуры, колоссам. <...> Таким образом, Страбон, назвав свое произведение κολοσσουργία, сопоставляет его с определенным родом скульптуры; для него слово «колоссальный» также ассоциируется с огромными размерами, но лишь в той мере, в которой с ними ассоциируются сами колоссы. <...> На первый <...>